Когда-то, изучая труды Альфреда Адлера, меня поразило его учение о двойном дне человека.
До этого я сама поняла, что у людей есть авансцена и кулисы. На авансцене мы видим кумиров, превращающихся за кулисами в совершенно других людей без наигранного благородства, порядочности, милосердия, людей, сбросивших отягощающие их сценические маски. Обо всем этом я постоянно думала при прочтении книги Анны Сандермоен «Секта в доме моей бабушки».
Судьба заставила Анну в детстве провести около 6 лет в так называемой коммуне «Коллектив» Виктора Столбуна, «благороднейшего из благородных» людей в СССР, мечтающего «вывести» идеальную и высоконравственную «породу» советских людей из детей, которым посчастливилось оказаться рядом с гениальным учителем, — преуспевающих в учебе в школе, поющих, танцующих, ставящих супер моральные спектакли, трудящихся во имя своей родины, переполненных чувством патриотизма. И на авансцене это было действительно так. Но героиня книги находилась и за кулисами этого детского рая. И хотя она уже давно не ребенок, а мама прекрасной дочери-подростка, и сегодняшняя судьба ее ничем не напоминает о былом, боль детства так и не утихла до сих пор. Она не только не утихла, но и заставила написать документальную повесть о драме детских лет.
Я не буду пересказывать сюжет книги, хотелось бы, чтобы люди прочитали ее сами, и согласились бы или не согласились не только с выводами главной героиней, но и с моими. А я, читая эту книгу, в который раз убедилась, как опытным манипуляторам легко властвовать другими, особенно если эти другие — дети, или впавшие по какой-то причине в отчаяние взрослые, мечтающие, что «чудо» изменит их судьбу.
К сожалению, чудеса обещают им секты, замаскированные под самые благородные общества с самыми благородными намерениями, а изнанка всего поражает людей лишь тогда, когда ты уже член этого благородного общества, не имеющий практически пути назад, когда трясина уже засосала тебя. И члены секты, особенно дети, становятся не только заложниками, но и жертвами стокгольмского синдрома. Вместо того чтобы бежать от своих мучителей, а детей буквально истязали их «воспитатели», бежать, когда представлялась возможность (такие возможности периодически появлялись), они возвращались к тем, кого ненавидели. Страх, внушенный воспитателями в секте, парализовал каждого ребенка, зависящего от взрослых. Секта — это западня для всех ее членов, но особенно для детей.
Читаешь и понимаешь, что же такое нелюбовь, замаскированная благими намерениями.
Как трудно быть ребенком, жизнь которого исковеркана этой нелюбовью, когда он жаждет хотя бы капельку любви, и готов хранить эту бутафорную капельку кривдовой нежности и заботы в «патриотических письмах», в самой большой драгоценности, позволенной ему, маленькой шкатулке, наполненной вкусом детства.
Если вы строгие родители, если вы считаете, что жизнь ваших детей ради светлого будущего должна проходить не дома, а в самых престижных, разрекламированных заведениях, обязательно прочитайте эту книгу и задумайтесь — для чего, для кого и зачем вы родители своего ребенка. Помните, что вначале ребенок «под вами» и готов все терпеть ради вашей «любви», но потом он станет «над вами». И это потом отзовется не созданием идеального человека, а той же нелюбовью к вам, какой вы научили его в детские годы, пользуясь его беззащитностью, страхами наказания и верой, что только смирением он хоть как-то понравится маме и папе. Вдумчиво прочитайте эту книгу, и вы поймете, почему это так.
доктор медицинских наук, профессор, врач-педиатр, психолог, писатель.
Швейцария, 15 марта, 2020